Ресторанный консалтинг
Открытие персонального ресторана – один из наиболее популярных вариантов начала бизнеса. Чтобы ресторанный бизнес оказался не только интересным, но еще и прибыльным, не достаточно просто открыть ресторан, нужно сделать его востребованным и популярным, что удается далеко не каждому. Даже у опытных предпринимателей не всегда получается достичь успеха в ресторанном бизнесе. Это тонкое дело, требующее особого подхода и имеющее ряд нюансов.
Многих ошибок получится избежать, если узнать ответы на наиболее волнующие вопросы еще до начала дела. В этой статье мы постараемся максимально подробно расписать эти ответы.
Открытие ресторана в России: с чего начать?
Удивительно, но в нашей стране, значительно превосходящей по площади любую из стран Европы, количество ресторанов намного меньше, чем в странах Западной Европы, к примеру, той же Франции, Англии или Испании. Какой же шаг предпринять первым, чтобы мечта о популярном, любимом многими посетителями ресторане, приносящем стабильный доход, стала реальностью?
Классическая маркетинговая схема на начальном этапе:
- Анализ рынка.
- Поиск ниши.
- Вхождение в нишу и дальнейшее развитие в ее рамках.
Определитесь, какой тип заведения общественного питания Вы хотели бы открыть, будет ли у него определенная узкая специализация. Четко продумайте концепцию, тем самым задав вектор развития своему делу. Многие предприниматели в конечном итоге претерпевали неудачу из-за того, что их заведение не имело четкой концепции и, как результат – было неинтересным для клиента. В зависимости от выбора направленности формируется и бизнес-план проекта, рассчитывается необходимая сумма вложений.
Особое внимание стоит уделить ценовой политике ресторана. Правильное соотношение «цена-качество» здесь важно не меньше, чем в любой другой сфере рынка товаров или услуг. Причем качество должно быть достойным при любой ценовой категории заведения. Персонал должен быть квалифицированным, опытным, приветливым, а соблюдение чистоты и элементарных санитарных норм, свежести продуктов – правило, обязательное к выполнению, даже если Вы позиционируете заведение как демократичный студенческий фаст-фуд.
Проектирование ресторана
Помещение – условие, без которого открытие ресторана попросту физически невозможно. Месторасположение ресторана во многом определяет его концепцию, поэтому уютная, тихая, красивая местность подойдет для создания элитного ресторана, в то время как оживленный и шумный центр города идеален для современного и недорогого, вместительного заведения. Факторы, которые необходимо учитывать при выборе идеального места для открытия ресторана:
- - отсутствие прямых конкурентов поблизости
- - транспортная развязка
- - этажность (идеально – цокольный или первый этаж здания)
- - проходимость улицы в будние и выходные дни
Финансовая сторона вопроса
- Помещение (строительство, покупка или аренда). Первые два варианта обойдутся значительно дороже, но зато это будет Ваша собственность, которой Вы сможете распоряжаться так, как посчитаете нужным даже в том случае, если ресторан однажды придется закрыть. За аренду же нужно ежемесячно исправно платить.
- Оформление помещения. Ремонт и дизайн ресторана зависят от разработанной на предыдущем этапе концепции, Ваших финансовых возможностей и изначального состояния помещения. В среднем расходы составят от 10 тыс. руб. на каждый квадратный метр площади.
- Оборудование, инвентарь, посуда. Это самая затратная статья расходов на начальном этапе становления ресторана. В среднем на то, чтобы снабдить кухню всем необходимым, уходит полтора-два миллиона рублей.
- Подбор мебели. Необходимый минимум столиков со стульями, барная стойка, станция официанта – все это обходится примерно в 300 тыс. руб.
- Продукты. Первичная закупка обходится в среднем на 200-250 тысяч рублей. Хорошо, если Вам удастся найти постоянных качественных поставщиков и заключить с ними договора о долгосрочном сотрудничестве.
То, что еще может послужить одной из статей расходов – пошив (или закупка) униформы для персонала. На это не все бизнесмены, открывающие ресторан, обращают должное внимание, а зря, ведь униформа – одна из составляющих общей концепции, выработки фирменного стиля заведения.
Итоги
В заключение – несколько типичных ошибок, которых лучше не допускать:
- Будет все, как я хочу. Помните, что (как бы парадоксально это ни звучало) ресторан должен нравиться в первую очередь не Вам, а людям, которые в него будут приходить. Не стоит делать все «под себя», изучите вкусы, интересы, потребности целевой аудитории.
- Скупой платит дважды. Даже не старайтесь экономить. Как мы уже сказали, ресторанный бизнес требует очень серьезных финансовых вложений, и если Вы все же решились вклиниться в это русло, делайте все максимально качественно.
- Кадры решают все. К подбору персонала (начиная от уборщицы и заканчивая администратором) нужно подходить очень ответственно, обращая внимание на каждую мельчайшую деталь.